В а ж н о:       КБЖД на «Хивусе» - новое в зимнем сезоне 2015г.

По льду Байкала. Некоторые особенности передвижения

Коллеги, если Вы организуете путешествия по льду Байкала, или сами собрались в этот нелегкий путь, позвольте поделиться некоторыми своими наблюдениями и практическим опытом.

 

О правилах поведения на льду написано много, потому некоторые наши местные особенности:

1. Перед выходом на маршрут

Перед выходом на маршрут обратитесь в подразделение МЧС. В нашем случае – Байкальский поисково-спасательный отряд. Там Вы получите всю необходимую информацию о состоянии льда, погоде, дислокации подразделений МЧС на маршруте, дислокации туристских групп и т.д. Телефон оперативного дежурного: 8-3952-783700

2. Ветер.

Ветер всегда усиливается а мысах и слабеет в заливах. На Байкале в прибрежной части ветер не всегда дует сбоку. Переваливаясь через береговые обрывы, направление бывает слегка «падающим». В зимнее время преобладающее направление – Северо --Западное. Сильный ветер такого направления называют «горным». Это самый сильный ветер. Иногда после оттепели при прорыве холодного воздуха этого направления он может достигать такой силы, что в результате ветровой нагрузки лопается и торосится лед более 0,5м. толщины.

«Низовой ветер» - при абсолютно ясном синем небе появляется боковой ветер – «низовка». Поднятый им с поверхности льда снег распространяется в высоту всего на несколько метров, но полностью закрывает видимый горизонт. В этом случае обязательно иметь компас или GPS. Был случай, когда в таких условиях при общем дневном переходе в 37км. группа отклонилась «под ветер» почти на 15км.! Дело в том, что человек стремится развернуться к ветру спиной или плечом – применение даже простейшей навигации обязательно.

3. Лед.

При оттепели лед расширяется и образуются трещины. Ширина до 2,5м. (наблюдал сам).

В морозную погоду лед сжимается и образуются торосы. Высота до 3м.

Самые широки трещины – становые (местное название). Это своего рода «тепловой шов». Они (становые трещины) каждый год в одном и том же месте.

Если Вы видите гряду торосов, то рядом с ним лед слабый или возможна открытая вода. Остерегайтесь снежных надувов возле торосов – под ними открытая вода наиболее вероятна.

Теплые ключи работают с глубин до 30м. – растапливают лед снизу и уменьшают его толщину. Т.е. следует остерегаться не только мест впадения рек и ручьев ( вынос теплой речной воды – лед слабый). Иногда наличие ключей можно распознать по наличию изморози на скалах в нижней части (ближе к поверхности льда).

Если лед потемнел – значит он напитался водой и не столь надежен. Если на льду лужи, то нужно ориентироваться на общую толщину льда – этот лед еще крепок.

Если лед стал молочно-белым и воды на его поверхности нет, то это уже не однородный лед. Он принял игольчатую структуру: состоит из льдинок – иголок – толщиной с макаронину и держится уже только за счет сил трения одной макаронины о другую. ОН НЕ ОДНОРОДНЫЙ! ВЫХОД ЗАПРЕЩЕН!

Иногда лед покрыт снегом – можно идти на лыжах. Чаще всего ( особенно с 20-х чисел марта – голый лед (снег или сдуло, или растаял). Потому необходимо иметь мягкие кошки ( для ходьбы), или запас саморезов для заворачивания в подошвы ботинок. Хорошо еще иметь моток шнура. Могут быть ситуации, когда группе следует связаться ( да, это не горы, но поверьте на слово…).

10см. – можно с осторожностью идти пешком ( допустимая статическая нагрузка до 1,0т.)

40см. – открывают ледовые переправы для легкового автотранспорта (допустимая статическая нагрузка 10,0т.).

Перед выходом на маршрут посмотрите снимки из космоса. Там хорошо видно открытую воду и полосы торосов могут иметь ширину более 10км. – идти крайне тяжело, а если еще и сани-волокуши….

4. Передвижение.

Передвижение на автомобилях – только по открытым для эксплуатации ледовым переправам. Часто предлагают путешествия на автомобилях по льду для туристов. Результат: ежегодно машины тонут. И ежегодно гибнут люди. Решение принимать Вам.

Передвижение на снегоходах и квадрациклах. В принципе, можно считать безопасным. Группа всегда идет колонной, есть запасная одежда что бы переодеть «намокшего». Единственно безопасной и именно предназначенной для таких условий эксплуатации техникой можно считать суда на воздушной подушке «Хивус».